Психологической подготовкой к экзаменам в Орле, районах и на селе должны заниматься профессионалы (в первую очередь — школьные психологи). Но работу эту затрудняет то обстоятельство, что в школе фактически невозможен индивидуальный формат работы (особенно, если она большая), когда ученик имел бы возможность в максимально комфортной и доверительной обстановке рассказать о своих затруднениях и получить максимальное внимание и помощь компетентного специалиста. (В малокомплектных сельских школах и вовсе нет специалистов — психологов).
Именно девятиклассники, впервые стоящие на пороге сдачи итоговой аттестации наиболее уязвимы, ведь у них это, своего рода, экзаменационный дебют. И вот именно в такой ситуации ребенок оказывается между необходимостью хорошо и упорно учиться, наверстывая все пробелы по предметам, которые предстоит сдавать, а так же — по всем остальным. Родители предъявляют свои требования, учителя — свои (что совершенно закономерно, разумеется). Но как быть, если попутно за девять лет обучения, уже успела развиться школьная тревожность, если в ситуации стресса ребенок склонен «впадать в ступор», просто не способен мыслить и выполнять учебные задачи от страха? Мы нередко сталкиваемся в своей практике с тем, что даже хорошо успевающие дети жалуются на невозможность вовремя сконцентрироваться во время контрольной, на снижение памяти и повышенную тревожность. (То же состояние могут испытывать и выпускники средних школ). Вот почему в предэкзаменационные периоды так важен период специальной подготовки.
Индивидуальная психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА в Орле — увы, не такая уж распространенная вещь, хотя потребность в этом есть у каждого второго школьника. С состоянием тревоги, если оно мешает качественно учиться и сдавать экзамены не только можно, но и нужно работать. Ведь не секрет, что можно знать предмет на «отлично», но не суметь в нужное время показать наличие этих знаний. Как показывает практика, для психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА недостаточно одной — двух лекций, семинаров или тренинговых занятий. Она должна отвечать требованиям системности и обязательного учета всех индивидуальных особенностей будущего выпускника.
Таким образом, своевременная и качественная психологическая подготовка к экзаменам важна и просто необходима, если:
- снизилась способность запоминать учебный материал;
- нарушена возможность его воспроизводить:когда ребенок говорит о том, что учил (и, действительно, учит), но оперировать этим материалом не может;
- ответы (у доски или письменно, во время контрольных работ) вызывают тревогу и чувство неуверенности;
- учебная ситуация влияет на настроение, снижая его, могут быть резкие перепады, немотивированный плач, снижение аппетита, нарушение сна.
Последние статьи