Бытовое насилие (или насилие в семье) одно, увы, из самых распространенных явлений.
Часто в паре Агрессор — Жертва первую роль играет мужчина, а жертвой является женщина. Реже роли могут распределяться иначе.
Как показывает практика, нередко такие браки и союзы, вопреки здравому смыслу являются очень устойчивыми и долговременными. Беда в том, что в большинстве случаев акты насилия становятся все чаще, а по силе — все более выраженными (так, если начинается «первый заход» агрессора с пощечины или словесного скандала, то впоследствии могут наноситься все более тяжелые телесные повреждения. Именно в этом опасность таких союзов для жертвы, а так же — для детей, растущих в таких семьях.
Таким образом, ситуация в таких отношениях может развиваться по трем классическим сценариям:
- жертва получает тяжелые увечья или даже гибнет;
- жертва делает в конце-концов попытку противостоять, когда ей или детям угрожает непосредственная опасность для жизни и очень часто результатом такой попытки становится нанесение телесных повреждений уже агрессору — мужу и судимости жертвы — жены;
- жертва покидает агрессора.
Последнее бывает невероятно сложно, потому, что приходится не только кардинально менять свой образ жизни, но и сопротивляться натиску агрессора, который всеми силами попытается не дать жертве выйти из под контроля.
Нередко именно в этот момент бывает необходима психологическая помощь и поддержка, поскольку приходится менять собственные реакции и работать с виктимностью (склонностью быть жертвой).
Как не стать жертвой в семье?
- помнить о важности реакции в момент «пробы» агрессора — первой попытки совершить акт агрессии по отношению к потенциальной жертве. Если не следует «сдачи», попытки противостоять, то вероятность того, что вскоре подобный акт будет совершен снова очень велика.
- не плакать и не задавать вопросы «за что?», «почему?» и так далее. На самом деле для агрессора суть причины не важна, и она будет найдена, даже если поведение жертвы идеально.
- не обещать исправить все свои недостатки, стать идеальной женой: агрессор как правило, бывает склонен внушать жертве идею ее неполноценности, а недостатки всегда отыщутся и станут «причиной» очередного акта расправы;
- не просить прощения, не извиняться, не оправдываться: агрессору свойственно вызывать чувство вины у жертвы, а потому признание этой вины — поддержка и подпитка поведения агрессора;
- не молчать о том, что акты физической расправы происходят в семье: об актах агрессии должны знать окружающие, а побои, если они есть, должны сниматься и быть зафиксированными;
- не «вестись» на последующие мольбы о прощении со стороны агрессора (часто это может выражаться в подарках, обещаниях, что этого никогда не повториться, что агрессор без жертвы «пропадет», комплиментах и объяснениях в любви). Если Вы уже в сценарии, то мольбы о прощении с последующим примирением — это лишь его часть.
Если же Вы оказались в такой ситуации, а мольбы агрессора на Вас действуют, задумайтесь, а не ради них ли Вы терпите все, что им предшествует?
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Психическое и физическое насилие как правило всегда идут рядом, второму всегда предшествует первое. Оно не так явно, а потому и осознать, что Вы находитесь в сценарии гораздо сложнее.
Признаки психологического насилия:
- критические высказывания в адрес жертвы (особенно относительно того, чего исправить жертва не может: вес, достижения, цвет глаз, привычки или физические недостатки;
- социальная изоляция: ограничение контактов с подругами, родственниками, коллегами, критические высказывания в их адрес и разъяснения, почему жертве с ними не стоит общаться, не стоит ходить на работу;
- экономическая изоляция: единоличный контроль агрессора над финансами семьи, нередки попытки уговорить жертву не работать, либо ситуация, когда даже финансовые траты собственных средств жертвы критикуются и контролируются;
- критические высказывания о жертве в ее присутствии в адрес сторонних лиц;
- игнорирование: молчание в ответ на вопросы, попытки поговорить.
Именно по этим признакам еще до совершения первого акта физической расправы можно распознать потенциального агрессора. И, как ни странно, есть еще один характерный признак мужчины — агрессора: употребление им в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Очень часто «не в тему» могут появляться в речи «стульчики», «вилочки», «машинки». Это может быть так же индикатором, разумеется, если в этот момент мужчина не общается с маленьким ребенком.
Бывает, что в ряде семей до физического насилия дело не доходит, все ограничивается психологическим, но последствия его не менее губительны для жертвы, а так же — для детей, которые растут в таких семьях. (Увы, у них не остается иных вариантов, кроме как неосознанно выбрать роль одного из родителей при создании своей будущей семьи). А потому помощь при психологическом насилии требуется и пережившим его детям.
Выход из ситуации — это уход из таких отношений (наиболее часто — это буквальных уход жертвы и анализ того, почему женщина стала готовой принять такой вариант семейных отношений, т.е., стала виктимной).
Первичный прием и оказание помощи при физическом и психологическом насилии в Орле мы проводим бесплатно.