Ребенок не хочет читать

Очень многим родителям школьников знакома такая ситуация, когда ребенок не хочет читать. Чаще всего это принято связывать с ленью ученика или его неусидчивостью. Причем даже учителя в школе отмечают снижение культуры чтения у учащихся. Тем не менее, очевидно, что именно качественное чтение — залог нормального усвоения знаний. Вся школьная программа, да и большая часть освоения информации уже на протяжении десятилетий основана именно на прочтении материала. Так что сложно переставить себе успешного школьника, не умеющего читать текст. Однако, в своей практике мы очень часто сталкиваемся с такой проблемой и у младших школьников, у учащихся среднего звена, а так же — у подростков. Но все ли дело заключается только в лени или непослушании ребенка, когда он не любит читать? Очень редко мы можем видеть хорошо читающего ребенка, не любящего чтения — чаще всего «не любят» читать те дети, у которых это плохо получается. То есть, по какой-то причине, у них не все в порядке с освоением самого навыка чтения. Вот и получается такая последовательность: ребенок не научился правильно читать (скорее всего, не потому, что не захотел, а по вполне уважительной причине) — ему этот процесс неприятен (мы все не любим делать того, в чем не успешны) — его несовершенные навыки чтения вызывают много нареканий со стороны учителей, и, разумеется, родителей, что портит отношение ребенка к школе, а школы и родителей — к нему. Вывод может быть следующим: в абсолютном большинстве случаев в нежелании читать «виновен» никак не сам ребенок (во всяком случае — не его лень). А причина заключается чаще всего в тех факторах, с которыми просто усилием собственной воли или воли родителя (учителя), не понимающих точно, что происходит, здесь справиться бывает очень сложно. И, как показывает наша практика, это происходит в большинстве случаев, когда плохо читающего ребенка начинают заставлять справляться с проблемой его чтения самостоятельно.

ОШИБКИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОПЫТКАХ ИСПРАВИТЬ ПРОБЛЕМЫ В ЧТЕНИИ ДЕТЕЙ:

• ОШИБКА № 1: Заставлять читать больше, как можно больше. Чаще всего это происходит так: родитель задает определенный объем текста, «усаживая» ребенка за стол и дает определенное время. Что происходит с ребенком? Если текст читается вслух (а читается он плохо и с ошибками), мало какой родитель, слушая, не начнет исправлять. Причем исправления эти чаще всего не приводят к устранению подобных же ошибок дальше. «Исправляешь ему это слово, а через строчку он снова читает его с ошибкой!» — вот один из самых часто проговариваемых родителями моментов. Соответственно, нарастают и раздражение родителя, и его недовольство, что делает для ребенка процесс чтения еще более ненавистным и неприятным. И очень скоро можно обратить внимание на парадокс: чем большее количество раз ребенок читает, тем хуже результат.
• ОШИБКА № 2: Упрекать ребенка в лени. Если мы любим что —то делать, если мы в этом успешны, то мы охотно готовы заниматься этим сколько угодно. Так что, именно неуспешность ребенка в чтении, а не лень — причина его нежелания читать.
• ОШИБКА № 3: Оставлять ребенка с данной проблемой один на один. Если бы ребенок мог научиться читать правильно и успешно, он сделал бы это обязательно. Ведь и школа и родители этого от него хотят, и большинство детей его возраста все же начинают правильно и успешно читать. Если же этого не произошло, следовательно, справиться с ситуаций он в одиночку просто не в силах. Нужно понимать, что не найдя причины нарушения навыка чтения, помочь (иногда даже силами родителя и учителя) будет невероятно сложно, не говоря уже о том, чтобы ждать этого от самого ребенка.
• ОШИБКА № 4: Обвинения и наказания. Он не виноват. Мир не знает еще ни одного успешного человека — ученого, музыканта или поэта, который стал бы таковым только благодаря тому, что ему постоянно повторяли, что он бездарь, лентяй и лишали чего-либо.
• ОШИБКА № 5: Пресловутая и любимая в наших школах проверка техники (читай — скорости) чтения. Хотя, если рассудить логически, то скорость чтения имеет мало отношения к его качеству. Ведь смысл этого процесса не в том, сколько букв ученик начальной школы может прочитать вслух за единицу времени, а насколько полно он усвоит смысл и содержание, а иначе все прочие показатели бессмысленны. Темп речи и деятельности у всех детей разный, а потому, получается, что добрая половина детей оказывается в заложниках у временных нормативов чтения. (Наименее успешны в этом деле мальчики, просто потому, что их внимание и готовность включиться в работу, требующую большого сосредоточения, включаются иначе).
Выход: искать причину того, почему ребенок не хочет читать, а, точнее — почему он неуспешен в этом. В ряде случаев это нежелание связано с невозможностью чтения, называемой специалистами дислексией. В таком случае ребенок даже на физическом уровне при попытке чтения испытывает дискомфорт. Буквы могут расплываться, он нечетко видит строки, сбивается с нужного места, «проглатывает» окончания слов при чтении вслух, так что о верном понимании смысла прочитанного и речи быть не может.
Увы, очень малый процент школьных учителей слышали о таком явлении, хотя видят они его практически в каждом классе. Так же мало знают о нем и родители. Вот и получается, что ребенок становится заложником ситуации, когда сам он не в силах себе помочь, а окружающие, желая этого искренне, оказываются часто недостаточно компетентными, а потому действительной помощи оказать не могут.

Признаки нарушения навыков чтения:

1. Ребенок стремится наклониться низко над книгой.
2. Немного косит.
3. Читая, пропускает некоторые слова в тексте.
4. Может, читая, прикрывать один глаз или поворачивает голову так, чтобы один из глаз был выключен из процесса чтения.
5. Во время чтения быстро устает, трет глаза, жалуется на зуд или жжение в них, или даже на головную боль.
6. Совершает покачивающиеся движения на стуле или головой назад-вперед.
7. Может пропускать при чтении слова или додумывать окончания.
8. При освоении навыков письма (в возрасте 5 — 6 лет) пишет буквы зеркально или слова задом- наперед.
9. Избегает садиться за уроки.
10. Читает хуже, чем следовало бы в его возрасте. Необходимо понимать, что при таких явлениях бывает необходима прицельная диагностика и коррекционная помощь психолога.
В Орле мы предлагаем полную диагностику и коррекцию трудностей чтения у школьников при очном обращении, либо возможно удаленное оказание помощи психолога в Skype.