Не секрет, что современное школьное обучение — непростая задача для большинства детей и, конечно, их родителей. Это, разумеется, связано и с теми требованиями, что изначально предъявляются уже к будущим первоклассникам, и с тем, насколько большее количество информации приходится усваивать современному школьнику, вне зависимости от того, в каком классе он учится. Мы все чаще сталкиваемся с жалобами родителей на то, что ребенок не хочет учиться, с трудом садится за уроки дома и испытывает трудности в школе.
Вполне можно понять опасения родителей, а так же учителей, поскольку сдача экзаменов неизбежна, а для успешного освоения программы требуется постоянная, непрерывная работа ученика как в школе, так и дома. Вот здесь и возникают трудности. К большому удивлению (и огорчению) родителей, не всегда с ситуацией нежелания учиться могут помочь школьные психологи, которые есть практически в любой школе в Орле, нанятые репетиры, а так же — увещевания, порицания и даже поощрения за хорошую учебу со стороны родителей. Здесь мы разберем именно такие случаи, когда, не смотря на все предпринимаемые попытки поднятия учебной мотивации, ребенок все равно демонстрирует нежелание выполнять домашние задания и учиться в школе.
Формы протеста ученика:
· Активный протест — ребенок откровенно говорит о своем нежелании делать уроки или посещать школу (чаще все же встречается только первое). Он может плакать, конфликтовать с родителями, прятать дневник или тетради и т.д.
· Пассивный протест может выражаться по-разному. В некоторых случаях в течение учебной недели родители наблюдают физическую вялость ребенка, отмечают, что он ничем не интересуется, все, чего он хочет — это лежать на диване у телевизора или перед компьютером, вообще выглядит ленивым и нерасторопным. При попытке организовать его, ведет себя пассивно, иногда может жаловаться на недомогание, боли, усталость, а так же непременно находит другие неотложные дела: попить, поесть, сходить в туалет и проч.
Важно понимать, чтои та и другая форма протеста не обязательно связаны с, так называемой, «ленью» (в существовании которой можно, кстати, вообще усомниться).
Что же делать, если ребенок не хочет учиться и какие формы психологической помощи можно найти в Орле?
Для начала:
1. Исключите внешние причины, такие, как травля в классе, нарушение взаимоотношения с учителем (если это начальная школа), и с кем-то из учителей (если это средняя и старшая). В этом случае алгоритм действий, прежде всего, должен соответствовать борьбе с травлей и агрессией сверстников.
2. Если же в школе ребенка не травят, учителя не имеют претензий, либо они касаются только учебы и поведения на уроках (неусидчивости, низкой мотивации к учебе, неряшливости и недостаточно хорошо выполненных заданий), пробуем установить причину самостоятельно.
Понаблюдайте за ребенком во время выполнения им домашнего задания, особенно — во время чтения и письма.
· Сидит ли он ровно, или постоянно сутулится, ноги перекрещены или постоянно находятся в движении, поджаты под себя,
· большую часть времени во время выполнения заданий ребенок находится в некотором движении.
· Он может наклонять голову прямо над столом, раскачиваться на стуле, подпирать щеку рукой, во время чтения поворачивать голову в соответствии с направлением текста или даже поворачивает корпус в такт чтению.
Все это говорит о том, что ребенок, в то время, как требуется просто работа глазами и немного мышечных усилий, чтобы писать, совершая движения рукой в области запястья, вместо этого двигается практически всем телом. То есть, он мышечно активен вовсе не так, как нужно, а гораздо сильнее. Разумеется, от всех этих ненужных движений ученик устает гораздо быстрее своих сверстников. Спустя некоторое время, в результате такой физической усталости, рассеивается внимание, ребенку становится сложно концентрироваться, он отвлекается, желание выполнять задание дальше пропадает. И так может повторяться бесконечно, если тело будет продолжать работать в содружестве с глазами во время чтения и письма.
Что делать, если ребенок не может усидеть таким образом на уроке или дома?
Во-первых, понять, что та причина, которая вызывает это состояние мало поддается воле самого ребенка. Если Вы читаете эту статью, значит, Ваши неоднократные попытки усадить его за столом правильно и просьбы не горбиться, ни к чему не привели. Как правило, детей после замечания, что нужно сидеть ровно, хватает на пару минут. Мышечный тонус (а именно он здесь определяет такое поведение) в данном случае практически не поддается сознательному контролю ребенка. По какой-либо причине он таков, каков есть (чаще это- гипертонус, но бывает и гипо), но ребенок не может сказать, что у него «что-то сильно напряглись мышцы», так как скорее всего, просто не знает других ощущений и живет с этим постоянно.
Хорошую помощь в данном случае может оказать нейропсихологическая коррекция, позволяющая убрать практически всю подобную симптоматику и значительно облегчить жизнь ученика.
Таким образом, как показывает наш многолетний опыт психологической работы с детьми в Орле, снижение учебной мотивации у школьников (и даже дошкольников) часто бывает связано не с просто нежеланием или ленью, но носит более глубокие, нейроспихологические причины. На них не могут воздействовать обычные психолого-педагогические методы мотвации, и это, к сожалению, грустное обстоятельство. Хорошей же новостью является то, что путем нейропсихологической коррекции эти проблемы вполне устранимы, а результат самой коррекции носит устойчивый характер и имеет надежный результат.