Вообще, практически все дети, посещающие дошкольные учреждения, попадают в поле зрения психологов. И абсолютно всех должен осматривать детский невролог. По идее, педиатры так же должны справляться у мамы, насколько гармонично не только физически, но и психически развивается ребенок. Время, когда малыш начинает держать головку, реагировать на маму, выделяя ее лицо среди других, говорит первое «агу», пытается сидеть — все это так же и показатели психического развития детей. Именно по своевременности наступления этих моментов в жизни каждого младенца специалисты определяют, всё ли в порядке. Эти факты должны быть отмечены в амбулаторной медицинской карте, или, если уж не сложилось с педиатром, то в памяти каждой мамы.
Попытаемся разобраться, зачем.
Когда мама приходит на прием к психологу и жалуется на те или иные проблемы в развитии сына или дочери, первое, что делает психолог — это определяет со слов мамы, насколько соответствовало развитие малыша все тем же нормам. Особенно это важно, когда ребенок еще маленький, и проведение развернутой диагностики в полной мере, в силу его возраста еще недоступно, а ждать, пока он подрастёт категорически недопустимо, так как есть опасность упустить время.
Редко, но я сталкиваюсь в моей практике с тем, что мама может не помнить наступления этих важных моментов. Это затрудняет процесс психологической диагностики, ограничивая ее лишь симптоматическими признаками. Но и в этом случае очень важно бывает понять, с чем мы имеем дело, поскольку только правильное установление причин возникновения проблемы может сделать качественной и результативной работу в каждом конкретном случае.
Но, тем не менее, обращаться к психологу стоит в том случае, если появились даже малейшие сомнения в правильности темпов развития, которые Вы наблюдаете у Вашего ребенка.
Конечно, даже если Вы заподозрили что-то пугающее в поведении ребенка, это вовсе не означает, что он серьёзно болен. Порой, как показывает практика, за пугающими, непонятными симптомами скрывается совершенно пустяковая причина, для устранения которой в работе с психологом нет необходимости. А в других случаях, незамечаемые родителями до поры — до времени симптомы, которые не обращают на себя особого внимания, впоследствии оказываются признаками, например, расстройствами аутистического спектра или глухоты.
- Вы сравниваете своего ребенка с ровесниками, и замечаете, что он учится чему-то медленнее, чем они.
- Малыш в положенные сроки не улыбается, не гулит, не оживляется, когда в поле зрения попадает мама.
- Вам кажется, что ему всё равно, кто рядом с ним, кто берет его на руки.
- Он не «ручной» и больше любит оставаться один, чем на руках у мамы (папы и проч.).
- Ребенок не разговаривает (вообще, либо начинал говорить, но перестал, или разговаривает только с определенными людьми и в определенных ситуациях).
- Он не просится на ручки.
- Ударившись, или испугавшись, не идет за утешением к близким.
- Ему сложно удерживать внимание даже на новой, яркой игрушке.
- Ребенок не выполняет просьб и инструкций, не показывает на окружающие предметы повседневного быта, которые должны быть ему уже знакомы.
- Ребенок стал агрессивным (Вы можете замечать это сами или воспитатели в детском саду говорят Вам об этом).
- Вам кажется, что внутри у него аккумулятор, он движется всегда и везде, его невозможно усадить хотя бы на 5 минут, чтобы почитать книжку или послушать сказку.
- Ребенок не спит (часто просыпается по ночам, может при этом кричать, не отзываясь на голос мамы).
Эти и прочие признаки могут быть как постоянными в поведении детей, так и появляться «вдруг», по непонятной причине. Часть из перечисленного случается в практике каждого родителя, но если Вы обнаружили сразу несколько таких моментов, или проблемы, появившись вдруг, оказались устойчивыми и беспокоят больше 2-х недель — это повод обратиться за консультацией специалиста.