Если ребенок неуправляем, что это: «избалованность», недосмотр родителей или черты характера, потому, что «он таким родился»?
Что делать, если ребенок не слушается, кажется, что он будто делает нарочно то, чего нельзя, а все запреты не действуют, и, даже наоборот, заставляют совершать обратные поступки?
Причем, часто можно столкнуться с такими жалобами от родителей (бабушек, дедушек), детей совершенно разного возраста: от года до старшего подросткового.
Разумеется, такая ситуация не прибавляет спокойствия в семье и провоцирует конфликты между родителями и детьми. И вот уже, казалось бы, использованы все возможные способы ее решения, но ничего, увы, не помогает.
Разумеется, проблема неуправляемого поведения ребенка трудноразрешима, если не знать ее возникновения. Вот их и постараемся здесь рассмотреть при помощи гипотетических примеров.
Причины неуправляемого поведения ребенка:
Оно может начать беспокоить родителей, когда малыш только успевает встать на ноги и, следовательно, получить гораздо большие возможности в передвижении — залезании — открывании — хватании, в том числе, того, чего хватать нельзя и опасно. Запреты не помогают, ребенок продолжает вести себя по-прежнему.
Причина 2: форма запрета, сложная для понимания ребенком. Так, малышу от года до 2- 2,5 лет сложно понять длительные объяснения о том, почему того или другого нельзя, а достаточно строгого выражения лица мамы и короткого «Стоп» или «Нет». (Но это строгое выражение должно быть искренним и не похожим на то, с которым Вы делаете «Козу рогатую», иначе Ваш карапуз будет просто смеяться и продолжать делать свое дело).
Вам кажется, что он делает то, чего нельзя, «назло», как будто хочет разозлить или оказаться наказанным. Иногда случается так, что такое провоцирующее поведение, когда «с ним нет сладу», проявляется только при общении, например, с мамой, а со всеми остальными — это просто ангел, покладистый и послушный.
Причина 3: борьба за эмоции и внимание. Провоцирующее поведение — это часто попытка получить паттерн внимания со стороны значимого близкого (чаще всего — то мама). И при этом, как ни парадоксально, не важно, с каким знаком это внимание: с полюсом (похвала, объятия и поцелуи), или с минусом (наказание, выговор). Последнее становится приемлемым, когда недостает первого. Самое страшное и мучительное для ребенка — это недостаток внимания со стороны близких, и, если его недостаточно, то сойдет и такой метод привлечения родителя к себе, как «нашкодить, нарваться» и получить внимание хотя бы так.
Причина 4: он не может себя контролировать в силу объективных причин. Часто это нарушение способности к концентрации внимания, которое часто сопровождает гиперактивность.
Перемены в поведении наступают у прежде покладистого и спокойного ребенка: он вдруг становится другим, более возбудимым, непослушным или даже агрессивным.
Причина 5: в жизни, внешнем окружении произошли какие — то перемены (это могут быть и развод родителей, и переезд на другое место жительства, и появление младшего ребенка в семье, и поход в детский сад).
Причина 6: возрастные кризисы. Дети растут и по мере взросления изменяются их отношения с миром, с родителями и сверстниками. Так или иначе, эти изменения могут отражаться на поведении. У одних детей это происходит в стертой форме, у других — более ярко.
Итак, мы рассмотрели возможные причины, приводящие к тому, что ребенок становится неуправляем. Зная их, мы можем справиться с таким поведением и помочь наладить отношения малыша и родителей.
Если не удается справиться с такой проблемой самостоятельно — помощь психолога при неуправляемом поведении ребенка вполне способна сделать это.
Порой для ее оказания достаточно одной — двух консультаций и диагностического обследования ребенка и семьи.