Трудный ребенок в школе и дома

Их комната носит явные следы татаро-монгольского нашествия, а на рабочем столе заметны признаки свалки. Часто кажется, что одежда в их шкафу живет собственной жизнью, переползая с полки на полку и целенаправленно перемешиваясь. При успешной попытке мамы навести порядок в том же шкафу, ребенку все равно редко удается найти нужную вещь с первого раза, из-за чего он нередко опаздывает в школу и «копается».

Такие дети позже, чем сверстники учатся завязывать шнурки и не всегда, даже в подростковом возрасте, понимают время по часам со стрелками.

При этом, нежелание заниматься уборкой выглядит как злой умысел и намеренный протест. Учителя часто жалуются на таких детей: домашние задания не записываются в дневник, забытыми дома оказываются тетради, учебники, сменная обувь и форма для физкультуры. А родители склонны видеть в их поведении лень и чрезмерную возбудимость одновременно.

В начальной школе от родителей требуется много усилий для того, чтобы выполнить с ребенком качественно домашнее задание (порой ежедневно его окончание приходится на время ближе к полуночи). Ребенку трудно усидеть за заданиями, тут же находятся причины, чтобы отвлечься: «Я хочу есть, мне нужно попить, сходить в туалет». Или он, вдруг, неожиданно «отключается», витая в облаках и на замечания не реагирует.

В средней школе, как правило, контроль продолжается, поскольку без него ребенок выполняет задания быстро и, часто, не совсем успешно. Или не выполняет вообще. В особенно тяжелых случаях можно видеть активный (со слезами, криком) или пассивный (медлительность), протест при попытке заставить делать уроки.


Таков приблизительный портрет не вполне успешного ученика и трудного ребенка в наше время.

При этом обычные меры, предпринимаемые школой и семьей, не приносят облегчения. Учителя отмечают, что обычные методы психолого-педагогической помощи таким детям почему-то уже неэффективны. Не улучшают ситуации в поведении ребенка ни наказания, ни уговоры, а многочисленные репетиторы разводят руками, либо их работа дает лишь незначительное улучшение в освоении учебного материала, повышая уровень знания предмета с двойки до тройки.


Часто не помогают и школьные психологи, склонные видеть корень всех бед в снижении учебной мотивации.

Трудности в учебе приводят и к изменению отношения к ребенку дома. Разумеется, родителей беспокоит то, что у ребенка плохая успеваемость, но, зачастую и семья со всеми мерами воздействия на ученика оказывается бессильной. Родителям о таких детях учителя чаще всего говорят: «Он у вас мальчик (реже — девочка) — неглупый, но ленивый/ упрямый/самонадеянный/ рассеянный ...» и далее в зависимости от контекста ситуации.


Тем не менее, логично предположить, что отдельно взятые лень, упрямство, медлительность, непослушность, рассеянность не могут вызвать такого большого количества проблем в обучении и поведении дома.

Чаще всего в средней школе родителей беспокоит то, что, при нежелании сидеть и делать уроки, ребенок много сидит за компьютером. Его сложно уговорить сделать что-то физически (прибраться в комнате, помочь в быту родителям, а иногда — даже выйти на улицу и погулять). Разумеется, все это вызывает конфликты в семье, но дисциплинарные меры мало влияют на успеваемость в школе и изменение поведения дома.


Наиболее частыми являются жалобы родителей на то, что

  • Ребенок пассивен, «не слышит, не воспринимает слова и просьбы», которые родители вынуждены повторять много раз, и, только при повышении голоса, усиления стимуляции со стороны взрослых, удается привлечь внимание,
  • Он медлителен в том, что касается выполнения домашних заданий (долго не может сесть за уроки), но выполняет их как можно быстрее, «лишь бы отделаться». (В особенно острых случаях не выполняет вовсе).
  • В младшем школьном возрасте ребенок часто отвлекается при выполнении домашних заданий.
  •  Успешно делает уроки только под пристальным контролем взрослого, при ослаблении контроля качество работы стремительно падает.
  • Домашние задания в школе не записывает в дневник, часто все забывает, например, форму для физкультуры или сменную обувь.
  • В вещах и школьных принадлежностях наблюдается беспорядок, рабочий стол ребенка «завален» всем, чем только можно. После наведения порядка все быстро приводится в первозданное состояние.
  •  Ребенок не делает уроки, но утверждает, что сделал, или что «ничего не задавали».

В чем же причина того, что, при сохранном, казалось бы, интеллекте, ребенок плохо учится в школе? И почему привычные для школьных психологов методы (работа с мотивационной сферой и проч. не приносят ожидаемых результатов)? Почему, обещая каждый раз хорошо учиться, отнюдь неглупый ребенок, тем не менее, не меняется в поведении, получая раз за разом от родителей упреки в том, что он вновь не выполнил своего обещания?

Очень часто при нейропсихологическом анализе детей с трудностями в учебе приходится наблюдать признаки недостаточной сформированности определенных структур мозга. На деле это означает, что дело не в его «хочу» или «не хочу», то есть, не в мотивации, а в том, как ребенок, который не хочет учиться в школе, может управлять собой. И ведущим понятием здесь является именно глагол может.

Незрелость определенных структур мозга
(в каждом индивидуальном случае и картина при этом индивидуальная), не позволяет ребенку, например, достаточно сконцентрироваться, собраться, чтобы просто сесть за уроки. Незрелость зрительной коры мозга делает невыносимым и тяжелым процесс чтения, а неготовность мозга правильно обрабатывать звуки речи, приводит к многочисленным ошибкам в диктантах и сложности в изучении иностранного языка. Причем, в последнем случае, репетитор по английскому (немецкому) и любому другому языку, если он не знаком с таким явлением, просто не сможет помочь. Хотя в поведении ребенка это будет выглядеть как лень или непослушание, нежелание учиться.

Беспорядок в комнате, валяющаяся под столом школьная одежда, открытые дверцы шкафов и ящики стола, действительно, не услаждают родительского взгляда, но все уговоры, ультиматумы и угрозы могут не помогать. И дело не в лени или приученности к порядку. Причина в том, что ребенок иначе не может контролировать окружающего его пространства, не в состоянии найти с первой попытки нужную ему вещь, если она не лежит на виду. И он, действительно, не найдет школьные брюки или рубашку быстро, если они повешены мамой в шкаф. Он и собственное тело контролирует, скорее всего, не очень хорошо, путая право и лево, предлоги «за», «перед» и «над», а так же с трудом освоил (или еще не освоил) обозначение времени на циферблате часов.

Мышечный гипер — или гипотонус, который часто имеют дети с такими трудностями, часто так же вызывает немалый дискомфорт. Ребенок не хочет мыть полы или подметать, и родитель искренне считает, что он ленится, но и это не всегда так. Ведь если мы попросим его наклониться вперед и дотронуться пальцами рук до пальцев ног, то это удастся с трудом, а то и не получится вообще, как и попытка поднять лежащий на полу предмет, просто наклонившись, и не сгибая ног.

А еще он может люто ненавидеть физкультуру, и, сменив множество спортивных секций, не стать успешным ни в одной из них.

Таким образом, можно констатировать, что очень часто понятие «плохой ученик», нерадивый помощник дома и, в целом, трудный ребенок /подросток — это не результат лени или недостатков воспитания, а ребенок с функциональной незрелостью определенных мозговых структур, отвечающих за самоконтроль, ориентацию в пространстве, мышечный тонус и многое другое. Иными словами, двойка по английскому, русскому, литературе в четверти или постоянные жалобы учителей на плохое поведение — это не всегда следствие лени, и, уж тем более, злого умысла. Все это имеет объективные причины, и, что самое главное, может носить обратимый характер.