Ребенок дерется - что делать?

Очень часто родители могут замечать, что ребенок ведет себя агрессивно по отношению к ним самим, сверстникам или животным, которые живут дома. Практически всегда это беспокоит и тем или иным способом папа или мама пытаются прекратить такое поведение. Если же принятые меры не помогают, то, как правило, родители обращаются за помощью специалиста. Вот почему агрессивность ребенка — один из наиболее часто встречающихся запросов в практике психолога.

Разумеется, такое поведение пугает родных, но прежде, чем пытаться резко и необдуманно пресечь такие реакции нужно обязательно выяснить их причину.

Очень малое количество детей ведут себя агрессивно потому, что им нравится смотреть на страдания жертвы. В большинстве случаев это реакция на внешние обстоятельства окружающей среды или определенным образом усвоенная и закрепленная реакция в поведении.

Попробуем разобраться, с чем же могут быть связаны проблемы агрессивности детей, а потому рассмотрим конкретные проблемы.

  • Ребенок обижает других в песочнице или на детской площадке.Если ему еще нет трех лет, то, вероятнее всего, это, так называемая инструментальная агрессия, когда целью является не нанесение вреда в прямом смысле, а всего лишь достижение определенной цели: получить ту игрушку, что понравилась, и ребенок просто пытается забрать ее из рук другого; устранить со своего пути преграду, и потому малыш просто толкает другого. Связано это именно с возрастом: приблизительно до 3-х лет малыш еще не воспринимает сверстников как партнеров по игре, а если мама или папа не научили меняться игрушками, то и получается такой результат. Исправить эту ситуацию можно просто закрепив этот нехитрый навык.
  • Ребенок дерется в детском саду: причинами могут быть перечисленные выше, если он мал, либо недостаточно развитые навыки самоконтроля поведения (часто такое бывает у гиперактивных детей, когда они, пытаясь наладить контакт, могут вести себя таким образом). Здесь основной целью психологической помощи будет работа именно с гиперактивностью, формированием навыков самоконтроля и коммуникации.
  • Реакция на ситуацию адаптации в тех или иных условиях. Например, очень часто родители начинают жаловаться на то, что одновременно с появление агрессивного поведения, ребенок становится и тревожным (может плакать, становится менее послушным, хуже спит), что неудивительно, поскольку тревога и агрессивность очень часто сочетаются. Мерой профилактики и помощи должна стать гармонизация среды и помощь в адаптации к той ситуации, которая вызвала такие изменения. Часто можно столкнуться с таким поведением детей, когда родители переживают развод или часто ссорятся.
  • Это не агрессия: есть целый ряд ситуаций, когда лишь внешне поведение ребенка напоминает агрессивное, а на самом деле таковым не является. Например, знаю случай, когда малыш в возрасте около 4-х лет (старший ребенок в семье) напугал родителей тем, что пытался «выколоть» пальцами глаза младшему новорожденному брату. Разумеется, такое поведение очень беспокоило родителей, а никакие их действия не помогали. Увы, не сумев разобраться вовремя, они отправили старшего на долгое время к бабушке и дедушке. Но, оказываясь рядом с братом, он все равно пытался так делать. Мальчик попал на прием уже спустя много месяцев после того, как его «отселили» от родительской семьи и брата. К счастью, причину удалось найти: дело оказалось в том, что ребенок вовсе не был агрессивным — он был наблюдательным. С первых дней появления младшего брата в доме он заметил, что тогда тот спит (то есть глаза его закрыты), мама свободна и может уделить внимание старшему. То есть то, что родители объясняли страшным «он хочет выколоть ему глаза» всего лишь было попыткой обеспечить себе внимание мамы и желание, чтобы младший брат заснул. Эта история закончилась хорошо, поскольку ребенка удалось вернуть в семью, а агрессивное поведение не повторялось, стоило нам только понять причину и обеспечить мальчику достаточное количество общения с мамой.

Таким образом, если ребенок дерется (кусается, плюется, говорит бранные слова и проч.), первое, что нужно делать — это искать причину.

Ничто в детском поведении не происходит «просто так» (как и во взрослом, впрочем, тоже). Достаточно устранить причины (их может быть много, но практически все они поддаются психологической коррекции) и проблема будет разрешена.