Кто такой нейропсихолог?

Из опыта: мы в своей практике все чаще сталкиваемся с тем, что дети, у которых нет явных грубых неврологических нарушений, тем не менее, в дошкольном и школьном возрасте имеют проблемы в обучении, развитии, поведении в детском саду или в школе. Некоторые из таких детей какое-то время могли стоять на учете у невролога сразу после рождения, им назначалось фармакологическое лечение, проводились курсы массажа, а затем, чаще после первого года жизни, они уходили из поля зрения врача, так как в целом, их развитие соответствовало норме (на самом же деле, симптоматика просто могла несколько «стираться»).

Начало трудностей. Определенное  же время спустя родителей начинают беспокоить различные моменты в поведении ребенка. Список таких моментов достаточно широк, все они не являются признаками грубой патологии, но вызывают проблемы при  адаптации, общении со сверстниками, регуляции эмоций, организации внимания, памяти, речи, навыков чтения и письма, а так же — в регуляции своего поведения. При сохранном интеллекте, даже весьма широком кругозоре, тем не менее, таким деткам сложно выполнять инструкции взрослых, усидеть на занятии или на уроке положенное время, выполнить задание целиком и так далее.

Попытки справиться. Все попытки родителей воздействовать воспитательными методами не приводят к успеху. Попытки воспитателей, «детсадовских» и школьных психологов мотивировать такого ребенка быть более внимательным, усидчивым и послушным так же нередко оказываются безуспешными. В чем причина такого поведения и состояния детей?

Причина 1 в том, что ребенок не делает всего этого целенаправленно, хотя взрослым порой и кажется, что он действует «назло». Любой ребенок искренне хочет одобрения и похвалы от близких. Следовательно, если после многократных попыток у него так и не получается вести себя так, как одобрили бы окружающие , речь идет не о том, что он не хочет (сидеть спокойно, слушать взрослых, делать то, что требуется), а о том, что по определенным причинам ребенок просто ЭТОГО НЕ МОЖЕТ.
Причина 2: для того, чтобы вся деятельность человека была целостной, логичной и управляемой, его мозг должен в процессе всей жизни, и особенно в ранние годы, наращивать огромное количество все новых и новых нейронных связей. Это происходит в детстве как будто "само собой", в процессе игры, общения и т.д. Но иногда развитие ребенка идет не совсем так, как задумано эволюцией, а ускоренно или чуть замедленно. И в этом случае мозг просто оказывается не в силах нарастить в полной мере то, что потом окажется таким необходимым для учебы, нормальной активности, регуляции поведения и многого другого. 
Совершенно очевидно, причины лежат в том возрасте (а именно, в возрасте от рождения до года), когда мозг развивается наиболее интенсивно, закладываются его основные, базовые, глубокие функции, на основе которых потом будут развиваться более тонкие нейронные связи, отвечающие практически за все высшие функции работы мозга. Но тот факт, что нужные связи не были в полной мере сформированы, вовсе не говорит о том, что все упущено. Человеческий мозг невероятно пластичен и имеет огромный потенциал для развития, формирования новых и новых нейронных связей на протяжении всей жизни человека. Это хорошая новость, поскольку именно такая пластичность и делает нейропсихологическую коррекцю такой эффективной. 

Суть в том, что все, что мы делаем, мы делаем мозгом. За работу рук, координацию всех движений, от глаз и губ до прыжков и способности наклоняться, слушать и выполнять инструкции, сдерживать или проявлять эмоции, говорить или молчать в нужный момент, управляет мозг. О том, почему все более часто мозг наших далеко не глупых, внешне здоровых детей не справляется с элементаными требованиями, отвечает наука НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ и специалисты — НЕЙРОПСИХОЛОГИ.

Нейропсихология — не такая уж новая область научных знаний. Полноправным основоположником ее в нашей стране является Александр Романович Лурия, именно в недрах его научной школы нейропсихология стала самостоятельной психологической дисциплиной. Именно в нашей стране, без преувеличения, на данный момент существуют самые мощные направления нейропсихологического сопровождения отклоняющегося развития. Это и нейропсихологическая диагностика, и профилактика, и коррекция, а также — абилитация.
Итак, нейропсихология — это наука о том, как формируется мозг человека, начиная с самых первых моментов его жизни, о том, как организуются в нем все процессы и функции, необходимые для развития в целом, обучения, социально приемлемого поведения в обществе и качественной жизни. Именно нейропсихолог на основании специальной диагностики, обладая всеми нужными знаниями, способен найти причины тех трудностей в развитии и поведении ребенка, что так часто беспокоят родителей. Именно нейропсихолог, на основании анализа развития ребенка, начиная от истории беременности мамы, особенностей рождения и дальнейшего развития, его состояния на данный момент, может конкретно определить, те структуры мозга, которые являются дефицитарными, имеют недостаточное количество нейронных связей прицельно провести коррекционную работу.

Нейропсихологическая помощь в Орле

К сожалению, на сегодняшний день такая специализация, как нейропсихолог в Орле (не говоря уже об области), не распространена в той мере, чтобы охватить в полном объеме всех детей, которые испытывают определенные трудности и нуждаются в нейропсихологической коррекции.

Статистика. По нашим наблюдениям, практически в каждом детском саду, в каждой школе порядка 15-20% детей нуждаются в таких занятиях. Данные нейропсихологических исследований в стране говорят о том же. И, к сожалению, процент детей, с так называемым несоврешенным онтогенезом (в первую очередь это касается мозговых структур), неуклонно растет. Тем не менее, именно методы нейропсихологической коррекции, по нашим наблюдениям, дают наиболее зримый и устойчивый результат, значимо улучшая состояние ребенка дошкольного и школьного возраста.