Адаптация в детском саду

Практически каждая мама задается вопросом о том, как правильно подготовить своего ребенка (особенно, если речь идет о первенце) для первого похода в детский сад. Разумеется, первыми возникают вопросы о том, как сложатся отношения с воспитателями, как будет малыш реагировать на ежедневное расставание с мамой и как сложатся отношения со сверстниками.

Отношения с воспитателями

К сожалению, отзывы о детских садах в Орле — не такая популярная тема в сети Интернет. Однако, получить примерное представление о том или ином детском учреждение можно при помощи «сарафанного радио», а так же познакомившись с педагогом до того, как Вам будет предложено прийти в группу на постоянное пребывание, то есть, еще до того момента, как подойдет очередь в детский сад.

Реакция ребенка на расставание с мамой

Существует понятие о том, что если у ребенка привязанность к маме сильна, то ему будет сложнее расставаться с ней. Но дело не в силе привязанности, а в ее качестве. При нормальной, благополучной привязанности ребенок способен относительно легко расставаться с мамой, поскольку у него сформировано представление о том, что мама вернется обязательно и он в меньшей степени тревожится по поводу ее ухода, нежели те дети, у которых с мамами привязанность оказалась нарушенной по тем или иным причинам. (Таким образом, зная тип и характер привязанности малыша можно предположить, какие именно проблемы возникнут у ребенка при адаптации в садике). Точно таким образом можно и психологически корректировать проблемы адаптации, если они возникнут. Как правило, для того, чтобы разрешить данный вопрос, достаточно бывает одной — двух встреч с психологом.

Отношения со сверстниками в детском саду

Наиболее часто родители обращаются с проблемами относительно того, что малыш либо слишком неохотно участвует в общих играх с детьми, либо может становиться агрессивным (бывает, что ребенок дерется, кусается или говорит нехорошие слова). В большинстве случаев это ситуативная реакция, которую можно и нужно корректировать, а в других случаях — это могут быть проблемы гиперактивности, нарушения процесса коммуникации, вызванные психологическими особенностями ребенка. Часто первые из перечисленных так же очень успешно поддаются быстрой психологической коррекции (даже просто на рекомендательном уровне и работой с родителями), а другие могут требовать несколько более длительной работы.

В любом случае, если адаптация ребенка в детском саду затянулась, устойчиво проявляются такие признаки, как:

  • Ребенок постоянно плачет, «истерит» по утрам, при ссорах в садик.
  • Малыш выдает очень бурную реакцию при расставании с мамой в самом саду на протяжении длительного времени.
  • Ухудшилось качество ночного сна (ребенок просыпается, разговаривает во сне, вскрикивает, плачет, не может спать один).
  • Ребенок не общается, не играет с другими детьми в детском саду.
  • Посещая детский сад уже не первый день, воспитателей все еще не различает.

Все перечисленные признаки, если они устойчивы и продолжаются длительное время, могут свидетельствовать о состоянии нарушения адаптации. Это одна из самых частых причин обращения к психологу, и как правило, корректируются довольно быстро, конечно, при условии своевременного обращения к специалисту.

© Наталья Курбатова, психолог